Домашнее задание в психотерапии: Зачем оно нужно? Сложности его выполнения и их разрешение.

Домашнее задание – это неотъемлемая часть когнитивно-поведенческой психотерапии. Именно выполнение клиентом (пациентом) домашнего задания позволяет ускорить скорость изменений и расширяет возможности психотерапии. 

Ведь выполняя домашнее задание клиент (пациент) осуществляет работу над собой в течение всей текущей недели между встречами с психотерапевтом. 

Домашним заданием в когнитивно-поведенческой психотерапии обычно является работа со своими убеждениями, мыслями, эмоциями и поведенческие эксперименты. 

Кроме того, пациент может получать домашнее задание в виде списка литературы: книг и статей. И полученные им знания из литературы сократят время на их получение во время сессии. 

Проводимые в когнитивной психотерапии исследования показали, что клиенты (пациенты), выполняющие домашние задание между сессиями, скорее достигают результата психотерапии. 

Причем, выполнение домашнего задания в письменной форме дает больший результат. 

В начале работы психотерапевт сам дает клиенту (пациенту) домашнее задание, но затем, постепенно, он передает клиенту (пациенту) самому намечать домашнее задание ближе к завершению сессии. 

Но нередко, клиент (пациент) сталкивается со сложностями при выполнении домашнего задания. 

Ниже я опишу самые распространенные сложности при выполнении домашнего задания и что делать, сталкиваясь с этими сложностями.
1. Выполнение домашнего задания в последний момент перед психотерапией. 

Домашнее задание в идеале должно выполняться в течение всей недели. Важно донести это до клиента (пациента). Ведь выполнение домашнего задания в течение всей недели и анализ своих мыслей и поведения приведет к большим результатам, чем выполнение домашнего задания за последние пять минут перед сессией. 

2. Логическое обоснование домашнего задания. 

Психотерапевту важно объяснить клиенту (пациенту) цель выполнения домашнего задания. Но иногда даже после логического объяснения психотерапевта домашнее задание не выполняется, а клиент (пациент) просто забывает о том, для чего ему нужно было выполнить домашнее задание. 

При этом важно отметить, что даже если самочувствие клиента (пациента) хорошее, следует продолжать выполнение домашнего задания. Ведь навыки работы над собой формируются постепенно и если заниматься ими лишь периодически, они ухудшаются. 

3. Неорганизованность. 

К этому пункту можно отнести и «забывчивость» клиента (пациента) о домашнем задании. 

В этом случае можно создать календарь выполнения домашнего задания или «учетную книгу». В нем следует отмечать пункты домашнего задания и дни недели. Отмечая ежедневно выполнение или невыполнение домашнего задания с указанием причины невыполнения. 

Иногда заданное домашнее задание оказывается не слишком четким и понятным для клиента (пациента) или слишком сложно для него. Эти моменты очень важно прояснить с психотерапевтом в ходе сессии. 

4. Психологические проблемы. 

Еще одна причина трудностей, с которыми может столкнуться клиент (пациент) при выполнении домашнего задания. В этом пункте можно выделить несколько факторов.
Негативные предсказания. 
Особенно это свойственно клиентам (пациентам), находящимся в состоянии депрессии. 

Для их выявления в ходе работы с психотерапевтом важно вспомнить эпизод, во время которого клиент (пациент) планировал выполнить домашнее задание, но затем передумал и выявить мысли и чувства, возникающие в этот момент. 

В процессе работы могут выявиться следующие убеждения или иные, с которые важно проработать. 
Также совместно с психотерапевтом клиент (пациент) может отметить преимущества и недостатки выполнения домашнего задания и составить их список. 

Поиск времени для выполнения домашнего задания. 
Если клиент (пациент) заранее преувеличивает сложности и трудности, с которыми он столкнется при выполнении домашнего задания, то следует обговорить определенное время, которое он потратит на его выполнение. 

Перфекционизм 
Иногда именно стремление к идеальному выполнению домашнего задания является причиной его невыполнения совсем. 

Домашнее задание в психотерапии Зачем оно нужно Сложности его выполнения и их разрешение 

Психотерапевту важно сказать клиенту (пациенту), что не нужно стремиться к идеалу и совершенству при выполнении домашнего задания. Более того, можно совершать ошибки и помарки при его выполнении. 

Для того, чтобы клиент (пациент) воспринимал домашнее задание частью психотерапии, психотерапевту необходимо каждую сессию уделять его анализу определенное время или в крайних случаях договориться обсудить домашнее задание на следующей сессии.